Психологическое консультирование в условиях детского сада, как отмечает психолог Т.Д. Марцинковская, представляет собой «систему коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера».
В условиях ДОУ психологическое воздействие осуществляется косвенно, через родителей и педагогов. Психолого-педагогическое консультирование направлено на практическое решение важнейшей задачи возрастной психологии – задачи систематического контроля за ходом психического развития детей в целях его оптимизации и коррекции. В отличие от других видов психологического консультирования, предметом психолого-педагогического консультирования являются динамика и содержание психического развития ребенка на каждой возрастной стадии развития, т.е. индивидуальные особенности возрастного развития. Целью психологического консультирования в ДОУ является оптимизация взаимодействия участников воспитательно – образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.
Тематика проводимых консультаций не выходит за рамки профессиональной компетенции педагога – психолога ДОУ. В основе практики психолого-педагогического консультирования лежит теория психического развития ребенка в онтогенезе.
Принципы психолого-педагогического консультирования включают (О.А. Карабанова) этические, стратегические и тактические.
Важнейшими этическими принципами являются:
- принципы соблюдения и охраны интересов ребенка и уважения его личности;
- принципы добровольности и конфиденциальности обращения за консультацией, неразглашения информации;
- принцип компетентности и ответственности консультанта.
Стратегические принципы, определяющие цели и задачи консультирования и оказания помощи в преодолении психологических проблем и трудностей развития составляют:
- принцип нормативности развития (сравнения индивидуальных вариантов развития с возрастной нормой);
- принцип системности психического развития, обуславливающий необходимость установления системы причин трудностей и отклонений в развитии ребенка и разработки комплексной программы профилактических и коррекционных мероприятий.
Тактические принципы психологического консультирования включают:
- принцип анализа подтекста, выявляющего истинные причины обращения за консультацией;
- принцип комплексности психологического обследования ребенка, позволяющий дать полную картину актуального психологического статуса ребенка, особенностей развития эмоционально-личностной и познавательной сфер;
- принцип стереоскопичности диагноза, задающий необходимость исследования особенностей понимания и переживания проблемных ситуаций всеми ее участниками;
- принцип реконструкции истории развития ребенка (Л.С. Выготский), требующий воссоздания индивидуального жизненного пути ребенка;
- принцип активного привлечения родителей и других значимых лиц в окружении ребенка к совместной выработке системы профилактических и коррекционно – развивающих мероприятий и их реализации. Психолого – педагогическое консультирование проходит в несколько этапов, на каждом из которых осуществляется решение соответствующих задач:
1. Этап сбора исходной информации (первичный прием, выявление жалобы, уточнение и формулирование запроса, сбор анамнестических данных).
2. Этап комплексного психологического обследования.
3. Аналитический этап (анализ полученных данных, их интеграция, формулирование психологического диагноза и условно-вариативного прогноза; составление психологического заключения, разработка системы психолого-педагогических рекомендаций).
4. Этап собственно консультирования и оказания психологической помощи клиенту (доведение результатов обследование до адресата, совместная выработка рекомендаций по оптимизации развития ребенка, определение плана коррекционной и профилактической работы).
5. Этап реализации коррекционных и профилактических мероприятий.
Одной из приоритетных задач педагога-психолога ДОУ является выявление и преодоление отклонений и проблем дошкольника.
В настоящее время выделяются следующие трудности, характерные для ДОУ:
1. Ухудшение здоровья детей: - изменение физического, психического состояния детей, оказывающие отрицательное влияние на процесс образования и развития личности ребенка.
2. Неготовность детей к поступлению в детский сад.
3. Тяжелая адаптация детей к условиям детского сада.
4. Неспособность родителей оказать поддержку ребенку:
- некомпетентность родителей в вопросах психолого-педагогического развития детей;
- ослабление духовных связей между родителями и детьми, кризисное состояние семейных отношений;
- отторжение детей из семьи, ведущее к «социальному сиротству» и росту бродяжничества.
5. Недостаточность научных, методических и технологических материалов, обеспечивающих процесс сопровождения:
- отсутствие на сегодняшний день, общепринятой теории психолого-педагогического сопровождения ребенка в практической деятельности;
- недостаточное методическое и дидактическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения;
- педагогические технологии, реализуемые в ДОУ, ориентированы на коллективное воспитание детей, без учета их индивидуальных особенностей;
- усложнение образовательных программ без учета возможностей детей.
6. Низкая квалификация педагогических кадров:
- недостаточное количество высококвалифицированных специалистов, которые могли бы эффективно оказывать необходимую помощь детям и их родителям в полном объеме.
7. Сохранение авторитарного стиля во взаимоотношениях с ребенком.
Случаи осложнения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально – психологическую адаптацию.
Различные отклонения в психологическом здоровье детей составили предмет исследования многих отечественных и зарубежных психологов, в связи с чем сегодня существует общепринятая классификация психологических проблем, возникших у детей (Венгер А.Л. 2001).
Выделяют:
1. Проблемы, связанные с умственным развитием (неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, и т.д.).
2. Поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность и пр.).
3. Эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность и т.п.).
4. Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость и т.д.).
5. Неврологические проблемы (тики, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли и т.п.). Источником дополнительного консультирования является создание информационных уголков, стендов, папок передвижек.